поиск



Расшифровка клейма на серебряном изделии

Если ваш интерес к серебряным изделиям ограничен выбором подходящего подарка в ювелирном магазине, то на клеймо на серебре можете не обращать внимания. Но если вы хотите подарить действительно ценную вещь, тогда умение расшифровать клеймо становится необходимостью.


Вернуться к оглавлению

Что означает клеймо

Штамп подтверждает подлинность изделияСеребро — мягкий металл, поэтому, чтобы придать изделиям из него большую твердость, в него добавляют другие металлы (чаще всего медь, иногда никель и очень редко алюминий, кадмий или цинк).

Наличие в составе серебряных изделий таких добавок вызвало необходимость их пробировать. Проба указывает на содержание в изделии чистого серебра и устанавливается государством на законодательном уровне. Чтобы исключить некачественную продукцию или подделки, все легально сделанные серебряные изделия (речь может идти о слитке, подсвечнике, ложке или кольце) в обязательном порядке проходят государственный пробирный контроль.

О его прохождении свидетельствует поставленный на изделие государственный пробирный оттиск. В различных странах он имеет разные формы и рисунки. Но есть общие правила: он должен содержать клеймо мастера или фирмы-изготовителя, а также метку с цифрами выполненной пробы. Эти метки — проба серебра.

Кроме этих оттисков, в разное время ставились и другие знаки. Все эти оттиски объединены в систему справочников, которой раньше мог пользоваться только узкий круг специалистов, а сегодня, благодаря Всемирной паутине, она стала доступной всем интересующимся людям.


Вернуться к оглавлению

Краткая история клейм в разных странах

Первые официальные клейма серебра появились в Англии в 1300 г., когда король Эдуард І ввел систему стандартов изготавливаемых на территории королевства серебряных изделий, внешним выражением которой и стало клеймо в виде головы леопарда. Причем право носить такое клеймо имели только изделия из так называемого стерлингового серебра, т. е. те, в которых доля чистого серебра была не ниже 92,5%.

В 1363 г. каждому мастеру было предписано ставить на изделиях свое клеймо мастера. В 1478 г. на метке начали ставить литеру с указанием города, а в 1544 г. на ней появился шагающий лев — знак успешно пройденного королевского контроля.

В середине XVII века, во время гражданской войны, большая часть ранее клейменого серебра была пущена на переплавку: сначала — на монеты для выплаты жалованья солдатам, а по ее окончании — обратно в столовое серебро и украшения. Причем оба раза все делалось без всякого соблюдения хотя бы формальной законности.

Креймо старинных мастеров

Клеймо Англии 16 века для серебряного изделия

В 1697 г. в Англии был принят новый государственный стандарт, согласно которому в изделиях количество серебра должно быть не меньше 95,8%. Новые стандарты потребовали другого клейма: вместо идущего льва появилась фигура женщины, вместо головы льва — голова леопарда с короной.

В конце XVII века, помимо столичного Лондона, право проводить пробирный контроль и ставить на изделия свое клеймо получило еще несколько городов. Так, на серебре появились метки с изображением трех снопов пшеницы и меча (Честер), замка с башнями (Эксетер), якоря (Бирмингем), трех замков (Ньюкасл) и короны (Шеффилд) (изображение 1).

Первое историческое упоминание о метках на серебре в Германии относится к 1289 г. Но вплоть до середины XVI века никаких официальных стандартов не существовало. В 1548 г. был издан императорский указ, который предписывал все серебряные предметы весом более 4 лотов (чуть больше 100 г) метить, помимо оттиска пробы, еще и клеймами мастера и городского магистрата. Этот порядок клеймения окончательно сформировался в виде «кельтской марки» только к 1667 году.

Однако государственного клеймения серебра до конца XIX века в Германии не было, и контроль качества контролировался только гильдией торговцев. В 1884 г. государственным стандартом Германии стала 800 проба серебра (800 частей чистого серебра из 1000). В 1886 г. все городские клейма были заменены на государственное клеймо с полумесяцем и короной. А с 1 января 1888 г. был введен в действие единый государственный стандарт клеймения. С этого времени изготовленные в Германии серебряные предметы метят:

  • клеймом мастера или фирмы-изготовителя;
  • клеймом с цифрой 800;
  • клеймом с повернутым вправо полумесяцем и императорской короной, служащим государственным подтверждением стандарта пробы 800/1000.
Франция 18 век так маркировала серебряные украшения

Клеймо Франции 18 века для серебра

Во Франции с XVI и до конца XVII века клеймо на серебро ставила гильдия мастеров серебряных дел. И только после Французской революции 1789 г. были установлены 2 государственных стандарта (соответственно, 95 и 80% чистого серебра). Появилось государственное клеймо. Сначала все серебряные предметы метили клеймом, изображающим французского петуха в щитке, и цифрами 1 или 2 (95 и 80%, соответственно). С 1833 г. на крупные предметы вместо петуха наносится клеймо с изображением Минервы.

В США за всю историю существования государственная система клеймения никогда не вводилась. Поэтому на американских изделиях можно увидеть только клеймо мастера или компании изготовителя. Некоторые компании, помимо этого, добавляют к нему и дату изготовления.


Вернуться к оглавлению

Российская пробирная система

Основы российской системы заложил Петр І. Он учредил 4 серебряные пробы: 96, 90,84 и 62. Именно такие метки нужно было, согласно его указу, ставить на соответствующих изделиях из серебра. Кроме указания пробы, изделия должны были иметь клеймо мастера и старосты. Продавать серебро, на котором не было этих 3 знаков, запрещалось.

Со времени появления петровского указа и по 1927 год в России пробы проставлялись в золотниках (старинной русской мере веса, 1/96 от фунта).

Например, клеймо с числом 84 означает, что количество серебра 84 пробы в изделии составляет 84 части из 96. Соответственно, так же нужно читать и другие пробы. 96 проба указывает, что изделие было изготовлено только из серебра, без добавления других металлов.

Первые пробирные палаты в царской России были открыты в первой половине XVII в. в Москве и Санкт-Петербурге. На проверяемые серебряные изделия вместо клейма старосты начали ставить клеймо города. В 1896 г. появилась стандартизированная система знаков. Теперь на все серебряные изделия, независимо от места их изготовления, ставилось единое государственное клеймо. Изображена смотрящая вправо женская голова в кокошнике (изображение 2). С 1928 г. на всей территории Советского Союза на серебряных изделиях стали ставить звезду.

Поставленное на изделии клеймо мастера или фирмы не только удостоверяло его качество, но и служило своеобразным паспортом, придающим дополнительную ценность товару. Известные мастера могли иметь несколько собственных клейм. Например, клеймо петербургской мастерской Фаберже (ведущей ювелирной фирмы России конца XIX — начала XX вв.) отличается от клейма московской мастерской. Изготовленные в петербургской мастерской изделия маркировались написанным кириллицей полным именем ювелира, тогда как на произведениях московской ставились написанное кириллицей «К. Фаберже» и изображение двуглавого орла.

Чтобы продать свой товар подороже, мошенники часто подделывают клеймо ведущих ювелирных фирм. Особенно в этом плане «повезло» ювелирной мастерской Фаберже. Первые попытки подделать ее клейма начались еще при жизни знаменитого ювелира. С течением времени количество подделок только увеличивалось, а их качество — улучшалось. Причем сегодня на рынке можно встретить фальшивки с подделанным клеймом не только руководителя фирмы Карла Фаберже, но и других ее ведущих мастеров.

Часто такие изделия мошенники выкладывают на аукционах, строя свой расчет на неосведомленности и тщеславии покупателей. Поэтому если вам в перечне аукциона попадется лот «Фаберже», не спешите покупать его. Наверняка это подделка, особенно если начальная цена обозначена в 2-3 тысячи долларов или евро.

Оцените статью:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...
Комментарии пользователей:
Top