поиск



Расшифровка клейма на серебряном изделии

Если ваш интерес к серебряным изделиям ограничен выбором подходящего подарка в ювелирном магазине, то на клеймо на серебре можете не обращать внимания. Но если вы хотите подарить действительно ценную вещь, тогда умение расшифровать клеймо становится необходимостью.

Что означает клеймо

Штамп подтверждает подлинность изделияСеребро — мягкий металл, поэтому, чтобы придать изделиям из него большую твердость, в него добавляют другие металлы (чаще всего медь, иногда никель и очень редко алюминий, кадмий или цинк).

Наличие в составе серебряных изделий таких добавок вызвало необходимость их пробировать. Проба указывает на содержание в изделии чистого серебра и устанавливается государством на законодательном уровне. Чтобы исключить некачественную продукцию или подделки, все легально сделанные серебряные изделия (речь может идти о слитке, подсвечнике, ложке или кольце) в обязательном порядке проходят государственный пробирный контроль.

О его прохождении свидетельствует поставленный на изделие государственный пробирный оттиск. В различных странах он имеет разные формы и рисунки. Но есть общие правила: он должен содержать клеймо мастера или фирмы-изготовителя, а также метку с цифрами выполненной пробы. Эти метки — проба серебра.

Кроме этих оттисков, в разное время ставились и другие знаки. Все эти оттиски объединены в систему справочников, которой раньше мог пользоваться только узкий круг специалистов, а сегодня, благодаря Всемирной паутине, она стала доступной всем интересующимся людям.

Краткая история клейм в разных странах

Первые официальные клейма серебра появились в Англии в 1300 г., когда король Эдуард І ввел систему стандартов изготавливаемых на территории королевства серебряных изделий, внешним выражением которой и стало клеймо в виде головы леопарда. Причем право носить такое клеймо имели только изделия из так называемого стерлингового серебра, т. е. те, в которых доля чистого серебра была не ниже 92,5%.

В 1363 г. каждому мастеру было предписано ставить на изделиях свое клеймо мастера. В 1478 г. на метке начали ставить литеру с указанием города, а в 1544 г. на ней появился шагающий лев — знак успешно пройденного королевского контроля.

В середине XVII века, во время гражданской войны, большая часть ранее клейменого серебра была пущена на переплавку: сначала — на монеты для выплаты жалованья солдатам, а по ее окончании — обратно в столовое серебро и украшения. Причем оба раза все делалось без всякого соблюдения хотя бы формальной законности.

Креймо старинных мастеров

Клеймо Англии 16 века для серебряного изделия

В 1697 г. в Англии был принят новый государственный стандарт, согласно которому в изделиях количество серебра должно быть не меньше 95,8%. Новые стандарты потребовали другого клейма: вместо идущего льва появилась фигура женщины, вместо головы льва — голова леопарда с короной.

В конце XVII века, помимо столичного Лондона, право проводить пробирный контроль и ставить на изделия свое клеймо получило еще несколько городов. Так, на серебре появились метки с изображением трех снопов пшеницы и меча (Честер), замка с башнями (Эксетер), якоря (Бирмингем), трех замков (Ньюкасл) и короны (Шеффилд) (изображение 1).

Первое историческое упоминание о метках на серебре в Германии относится к 1289 г. Но вплоть до середины XVI века никаких официальных стандартов не существовало. В 1548 г. был издан императорский указ, который предписывал все серебряные предметы весом более 4 лотов (чуть больше 100 г) метить, помимо оттиска пробы, еще и клеймами мастера и городского магистрата. Этот порядок клеймения окончательно сформировался в виде «кельтской марки» только к 1667 году.

Однако государственного клеймения серебра до конца XIX века в Германии не было, и контроль качества контролировался только гильдией торговцев. В 1884 г. государственным стандартом Германии стала 800 проба серебра (800 частей чистого серебра из 1000). В 1886 г. все городские клейма были заменены на государственное клеймо с полумесяцем и короной. А с 1 января 1888 г. был введен в действие единый государственный стандарт клеймения. С этого времени изготовленные в Германии серебряные предметы метят:

  • клеймом мастера или фирмы-изготовителя;
  • клеймом с цифрой 800;
  • клеймом с повернутым вправо полумесяцем и императорской короной, служащим государственным подтверждением стандарта пробы 800/1000.
Франция 18 век так маркировала серебряные украшения

Клеймо Франции 18 века для серебра

Во Франции с XVI и до конца XVII века клеймо на серебро ставила гильдия мастеров серебряных дел. И только после Французской революции 1789 г. были установлены 2 государственных стандарта (соответственно, 95 и 80% чистого серебра). Появилось государственное клеймо. Сначала все серебряные предметы метили клеймом, изображающим французского петуха в щитке, и цифрами 1 или 2 (95 и 80%, соответственно). С 1833 г. на крупные предметы вместо петуха наносится клеймо с изображением Минервы.

В США за всю историю существования государственная система клеймения никогда не вводилась. Поэтому на американских изделиях можно увидеть только клеймо мастера или компании изготовителя. Некоторые компании, помимо этого, добавляют к нему и дату изготовления.

Российская пробирная система

Основы российской системы заложил Петр І. Он учредил 4 серебряные пробы: 96, 90,84 и 62. Именно такие метки нужно было, согласно его указу, ставить на соответствующих изделиях из серебра. Кроме указания пробы, изделия должны были иметь клеймо мастера и старосты. Продавать серебро, на котором не было этих 3 знаков, запрещалось.

Со времени появления петровского указа и по 1927 год в России пробы проставлялись в золотниках (старинной русской мере веса, 1/96 от фунта).

Например, клеймо с числом 84 означает, что количество серебра 84 пробы в изделии составляет 84 части из 96. Соответственно, так же нужно читать и другие пробы. 96 проба указывает, что изделие было изготовлено только из серебра, без добавления других металлов.

Первые пробирные палаты в царской России были открыты в первой половине XVII в. в Москве и Санкт-Петербурге. На проверяемые серебряные изделия вместо клейма старосты начали ставить клеймо города. В 1896 г. появилась стандартизированная система знаков. Теперь на все серебряные изделия, независимо от места их изготовления, ставилось единое государственное клеймо. Изображена смотрящая вправо женская голова в кокошнике (изображение 2). С 1928 г. на всей территории Советского Союза на серебряных изделиях стали ставить звезду.

Поставленное на изделии клеймо мастера или фирмы не только удостоверяло его качество, но и служило своеобразным паспортом, придающим дополнительную ценность товару. Известные мастера могли иметь несколько собственных клейм. Например, клеймо петербургской мастерской Фаберже (ведущей ювелирной фирмы России конца XIX — начала XX вв.) отличается от клейма московской мастерской. Изготовленные в петербургской мастерской изделия маркировались написанным кириллицей полным именем ювелира, тогда как на произведениях московской ставились написанное кириллицей «К. Фаберже» и изображение двуглавого орла.

Чтобы продать свой товар подороже, мошенники часто подделывают клеймо ведущих ювелирных фирм. Особенно в этом плане «повезло» ювелирной мастерской Фаберже. Первые попытки подделать ее клейма начались еще при жизни знаменитого ювелира. С течением времени количество подделок только увеличивалось, а их качество — улучшалось. Причем сегодня на рынке можно встретить фальшивки с подделанным клеймом не только руководителя фирмы Карла Фаберже, но и других ее ведущих мастеров.

Часто такие изделия мошенники выкладывают на аукционах, строя свой расчет на неосведомленности и тщеславии покупателей. Поэтому если вам в перечне аукциона попадется лот «Фаберже», не спешите покупать его. Наверняка это подделка, особенно если начальная цена обозначена в 2-3 тысячи долларов или евро.

Похожие статьи

Оцените статью:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...
Комментарии пользователей:
Top